Сатирическая напрвенность повести шемякин суд

Сатирические произведения в древнерусской литературе – «Шемякин суд»


Богач не пожелал принять бесхвостой лошади, и возникла тяжба. По дороге в суд братья заночевали у попа, бедняк нечаянна задавил поповского ребенка, и поп также пошел в суд. Боясь наказания, бедняк решил покончить с собой, но, падая с моста, нечаянно задавил старика, которого под мостом везли в баню. Казалось, выхода нет, но на помощь бедняку, как и во всякой народной сказке, пришла смекалка.

Он поднял с дороги камень, завернул его в платок и на суде трижды показал судье. О близости к сказке свидетельствуют: комическая завязка, расстановка действующих лиц — бедный и богатый, счастливая развязка в пользу бедняка,

Сатирические произведения в древнерусской литературе – «Шемякин суд»

Богач не пожелал принять бесхвостой лошади, и возникла тяжба.

Корыстный судья Шемяка подумал, что у бедняка богатый посул, и решил дело в его пользу. Когда же судья потребовал плату, бедняк прибегнул к хитрости. Он сказал судье, что если бы тот судил иначе, то бедняк «убил бы его тем камнем». И Шемяка был счастлив, что решил дело в пользу бедного.
По дороге в суд братья заночевали у попа, бедняк нечаянна задавил поповского ребенка, и поп также пошел в суд. Боясь наказания, бедняк решил покончить с собой, но, падая с моста, нечаянно задавил старика, которого под мостом везли в баню. Казалось, выхода нет, но на помощь бедняку, как и во всякой народной сказке, пришла смекалка.

Он поднял с дороги камень, завернул его в платок и на суде трижды показал судье. Корыстный судья Шемяка подумал, что у бедняка богатый посул, и решил дело в его пользу. Когда же судья потребовал плату, бедняк прибегнул к хитрости.

Он сказал судье, что если бы тот судил иначе, то бедняк «убил бы его тем камнем».

И Шемяка был счастлив, что решил дело в пользу бедного. О близости к сказке свидетельствуют: комическая завязка, расстановка действующих лиц – бедный и богатый, счастливая развязка в пользу бедняка,

Сатирические повести XVII века

Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев. Рассмотрим в этой связи «Повесть о Шемякином суде».

Она посвящена обличению судопроизводства. В ней сатирически изображается судья Шемяка, взяточник и крючкотвор, который в свою пользу толкует государственные законы.

Содержание повести сводится к следующему: жили два брата — богатый и бедный.

«Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его»

.

Как-то бедняк попросил у брата лошадь, чтобы привезти из лесу дров. Богатый лошадь дал, но не дал хомута. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, но, въезжая во двор, лошадь зацепилась за ворота и оторвала себе хвост. Богатый увидел искалеченную лошадь, взял брата и отправился в город жаловаться судье Шемяке.

По дороге братья заночевали в доме попа.

Бедняк, лежа на полатях, с завистью смотрел, как брат его ужинает с попом, упал на колыбель, в которой спал поповский сын, и задавил его насмерть.

Сатирические повести 17 века (Повесть о Ерше Ершовиче, Повесть о Шемякином суде)

На усиление гнета посад отвечал многочисленными городскими восстаниями, способствовавшими росту классового самосознания. Появление демократической сатиры явилось следствием активного участия посадского населения в классовой борьбе.

Таким образом, русская действительность «бунташного» XVII столетия и была той почвой, на которой возникла сатира. Социальная острота, антифеодальная направленность литературной сатиры сближали ее с народной устно-поэтической сатирой, которая служила тем неиссякаемым источником, откуда черпала она свои художественно-изобразительные средства. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духовенства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие; «государственная система» спаивания народа через «царев кабак».

Презентация на тему «Шемякин суд»

Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Церковная реформа патриарха Никона вызвала раскол Русской Церкви и повлекла за собой возникновение многочисленных раскольнических течений, а также недоверие народа к представителям церкви.

Обличению системы судопроизводства, опиравшейся на Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., посвящены повести о Шемякином суде и о Ерше Ершовиче. Повесть о Шемякином суде В «некоих местах» жили два брата — богатый и бедный.

Слайд 7 Русская действительность «бунташного» XVII столетия, активное участие в восстаниях посадского населения явились той почвой, на которой возникла демократическая сатирическаяповесть второй половины XVII века. Слайд 8 Социальная острота, антифеодальная направленность литературной сатиры сближали ее с устно-поэтической сатирой: сатирическими сказками о животных, сказками о неправедных судьях и антипоповскими сказками.
Именно из народной сатиры черпала русская демократическая сатирическая повесть свои темы, образы и художественно-изобразительные средства.

Слайд 9 В повести «Шемякин суд» выражен социальный протест простив «неправедных судей», взяточничества и крючкотворства, судебной волокиты.

Урок по литературе: Шемякин суд

Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства, государственная система спаивания народа через «царев кабак». Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике.

Они в основном анонимны. Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы?

Прежде всего, решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел.

Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев. 2. Беседа по статье «Повесть о Шемякином суде»(стр.29-30) Как вы понимаете, что такое демократическая литература? (Создавалась в народ.

«Повесть о Шемякином суде»: сюжет, художественные особенности

Нет никаких убедительных доказательств о связи русского памятника с конкретным произведением зарубежной литературы.

Выявленные переклички указывают на наличие так называемых бродячих сюжетов, не более того. Как это часто бывает с памятниками фольклора, шутки, анекдоты не могут принадлежать одному народу.

Они успешно кочуют из одной местности в другую, так как бытовые коллизии везде, по сути, одинаковы. Такая особенность делает особенно трудным разграничение переводных и оригинальных памятников литературы XVII века.Первая часть повести рассказывает о происшествиях (одновременно уморительных и грустных), которые произошли с убогим крестьянином.

Все начинается с того, что его богатый братец дает ему лошадь, однако забывает о хомуте. Главный герой привязывает дровни к хвосту, и тот рвется.

Следующая беда приключилась с крестьянином, когда он ночевал у попа на полатях (то есть на лежаке).

Ужинать его, естественно, жадный поп не позвал.

Повесть о Шемякином суде как сатирическое произведение.docx — «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

Коровиной.УУД:Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремление к совершенствованию собственной речи.Метапредметные: Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и целиурока; иметь способность к целеполаганию.Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разныхформах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);устанавливать причинно­следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные УУД:позицию, аргументировать её; свои мысли в устной и письменной форме.

уметь формулировать собственное мнение иПредметные: осознанно воспринимать художественное произведение вединстве формы и содержания; интерпретировать прочитанное; восприниматьхудожественный текст как произведение искусства; создавать собственныйтекст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку.

Сатирические произведения в древнерусской литературе – “Шемякин суд”

По дороге в суд братья заночевали у попа, бедняк нечаянна задавил поповского ребенка, и поп также пошел в суд. Боясь наказания, бедняк решил покончить с собой, но, падая с моста, нечаянно задавил старика, которого под мостом везли в баню.

Казалось, выхода нет, но на помощь бедняку, как и во всякой народной сказке, пришла смекалка. Он поднял с дороги камень, завернул его в платок и на суде трижды показал судье.

Корыстный судья Шемяка подумал, что у бедняка богатый посул, и решил дело в его пользу.

Когда же судья потребовал плату, бедняк прибегнул к хитрости. Он сказал судье, что если бы тот судил иначе, то бедняк “убил бы его тем камнем”.

И Шемяка был счастлив, что решил дело в пользу бедного.Повесть прежде всего обличает неправый продажный суд.